НАЗАД

Учебный курс «Развитие речи»

Младшая, средняя группы

Планирование по курсу развитие речи составлено на основе программно-методического комплекса О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной «Развитие речи детей 3-4 лет», с добавление элементов программы Колесниковой Е.В. «Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет».
Программа строится с учетом возрастных особенностей речевого развития ребенка 3-4 лет. Для этого возраста характерно стремление к подражанию (в том числе звукоподражанию), к освоению образцов чужой речи; интенсивное пополнение словаря, способность слышать и понимать вопросы взрослого и отвечать на них. В то же время ребенок еще не готов к вступлению в полноценную коммуникацию, к диалогу с собеседником; освоение грамматического строя собственной речи только начинается.

Задачи работы:
1. Развитие познавательной речевой активности.
2. Создание необходимой базы для развития речевых умений, связанных с такими видами речевой деятельности, как говорение, чтение – слушание и слушание.
3. Знакомство со звуками речи, отработка правильного звукопроизношения.

Основные направления работы:
• привлечение внимания детей к собственной речи и речи окружающих;
• развитие речевого аппарата;
• расширение словаря;
• развитие грамматического строя речи;
• развитие связной речи;
• знакомство со звуками.

Содержание работы:
1. Расширение словаря:
- введение в активный словарь новых слов и понятий;
- реализация обиходного словаря через создание игровых ситуаций;
- развитие внимания к значению слова, установление связей между звуковой и смысловой сторонами слова.
2. Развитие грамматического строя речи:
- формирование навыка образования имен существительных суффиксальным способом («Назови ласково»), форм числа имен существительных («Скажи со словом «много»);
- формирование навыка согласования слов в словосочетании;
- развитие умения употреблять предлоги в речи;
- развитие умения конструировать предложения.
3. Знакомство со звуками, отработка правильного звукопроизношения:
- развитие артикуляционного аппарата;
- знакомство со звуками русского языка;
- развитие умения узнавать звуки; слышать повторяющие согласные звуки, правильно произносить звуки.
4. Развитие связной речи:
- ответы на вопросы взрослого;
- пересказ текстов из 2-3 предложений;
- рассказывание по вопросам педагога.
Программа рассчитана в течение одного года на 38 занятий (1 занятие в неделю).

Старшая группа

Планирование подготовки к обучению грамоте на основе программно- методического комплекса Е.В.Колесниковой. Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» к рабочей тетради «От А до Я», учебно – методическое пособие к демонстрационному материалу «Звуки и буквы» для занятий с детьми 5-7 лет.

Данная программа и методические рекомендации по обучению грамоте включают два периода:
1) овладение звуковой стороной речи и ориентировкой в ней;
2) освоение знаковой системы языка.
Курс обучения построен на последовательном, поэтапном обучении детей звуковому и звуко-буквенному анализу, чтению и подготовке руки ребёнка к письму.

Цель курса:
1) определить структуру и содержание многосторонней речевой подготовки ребёнка к школе;
2) выделить наиболее эффективные формы, методы и приёмы освоения детьми программных задач.
Обучение грамоте является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи в частном детском саду "Капелька". На одном занятии решаются различные взаимосвязанные речевые задачи - фонетические, лексические, грамматические,- на основе которых происходит развитие связной речи.

Задачи:
- сформировать у ребенка первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся.
- дети знакомятся со звучанием и протяженностью слова, овладевают способами интонационного выделения звука, называют слова с заданным звуком, осваивают смыслоразличительную функцию звука, выделяют гласные и согласные звуки.
- знакомятся со слогом, со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги.
- дети определяют ударение, сравнивают слова по количественному и качественному звуковому составу.
- подготовку руки ребёнка к письму на данном возрастном этапе с учётом его психолого-возрастных особенностей, развитие мелкой моторики и графических навыков, формирование фонетического восприятия и устной разговорной речи.

Следовательно, осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит ребёнка к порогу овладения грамотой и, главное, закладывает основы нового отношения к языку, сознательно оперирования им, что является важной предпосылкой успешности школьного обучения.

Содержание программы обеспечивает:
- личностно-ориентированный подход при взаимодействии ребёнка с взрослым;
- развитие интеллектуально-речевых и общих способностей каждого ребёнка;
- формирования у ребенка комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, умение слушать и слышать, принимать и выполнять решения).

Программа рассчитана в течение одного года на 32 занятия (одно занятие в неделю).

Подготовительная группа

Задачи работы по развитию речи с детьми 5-6 лет:
1) обогащение активного, пассивного, потенциального словаря;
2) развитие грамматического строя речи;
3) развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;
4) развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей;
5) обучение звуко - слоговому анализу слов;
6) развитие мелкой моторики руки.

Содержание работы
1.Лексическая и грамматическая работа:
- обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;
- употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).
2.Развитие связной речи:
- ответы на вопросы, участие в диалоге;
- подробный рассказ текста по зрительной опоре;
- составление рассказа - описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.
3.Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:
- знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;
- знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове,
- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;
- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
4.Обучение звуко-слоговому анализу:
- звуковой анализ состава слогов и слов;
- дифференциация понятий «звук» и «буква»;
- соотнесение букв и звуков.
5. Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру, печатание букв в тетради в клетку).
Программа рассчитана в течение одного года на 32 занятия (по 1 занятию в неделю).

НАЗАД