НАЗАД

Готов ли ребёнок к школе?

Пусть до 1 сентября еще есть время, однако зачисление в школы будущих первоклассников уже идет вовсю. И часто родители оказываются буквально на распутье: отдавать ребенка в школу в этом году или в следующем? Что лучше - начать школьную жизнь раньше или позже? Одни говорят "чем раньше начнешь, тем легче будет", а другие утверждают "не стоит лишать ребенка детства". Кто же прав? Общих правил тут нет - все зависит от конкретного ребенка, от его желания учиться и от его личной, индивидуальной готовности стать первоклассником…

Конечно, речь идет не о приготовлениях каких-либо вещей, канцтоваров и т.п. Речь идет о психологической готовности самого первоклассника. Если говорить формально, то детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе.

  • Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика)
  • Эмоциональная готовность (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями)
  • Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться)

Насколько конкретный ребенок соответствует этим критериям, - существует масса специальных тестов, которые вам предложит опять же любой детский психолог. И разумеется, важным критерием окажется желание (или нежелание) вашего ребенка идти в школу.
Но главное - процесс подготовки к школе должен быть постепенным а не авральным! Честно говоря, никуда не годится ситуация, когда родители тестируют ребенка лет шести по разным методикам "готовности к школе" (иногда берут их из популярных педагогических изданий,  ставя собственный "диагноз") и получают результат - ребенок к школе не готов! О ужас, а сентябрь на носу! Тут же ребенка заваливают разными подготовительными заданиями. Родители лично сидят с ним по нескольку часов (или нанимают дорогостоящих репетиторов по пестрящим везде объявлениям "подготовим вашего ребенка к школе") - а в результате получается, что такая штурмовщина и знаний дает немного (ребенок просто не в состоянии воспринять такой мощный поток информации, по крайней мере не может ее удержать и закрепить получаемые навыки), и психологически для ребенка нагрузка неимоверная. Он и переутомится, и к школе получит стойкое отвращение (если представит себе, что вот так же его будут мучить все десять школьных лет - да он вообще в эту школу откажется идти!)
...В принципе то интеллектуальное развитие, которое получает ребенок с рождения, как в семье, так и в детском садике, те сведения о жизни вообще, которые он черпает из окружающей обстановки, для подготовки к началу обучения в обычной школе в общем достаточны. Любой ребенок к окончанию детского садика, как правило, умеет считать до десяти, знает буквы (может, не все, но это не страшно), может в какой-то мере пользоваться логическим мышлением… Мелкие несоответствия, которые проявляются индивидуально, можно "подтянуть" заранее после собеседования с педагогами той школы, где будет учиться ребенок, и выяснения именно их конкретных требований. Кстати, если не отмахиваться от вопросов, которые начинает вам задавать ребенок, и не отгораживать его от вашей окружающей взрослой жизни - подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения.  Скажем, если вы периодически берете ребенка хотя бы в магазин, он может попробовать посчитать, сколько нужно денег, чтобы купить ему, к примеру, конфету; если конфета стоит шесть-семь рублей, то сколько денег дадут ему обратно, если мама вручит ему десять рублей и разрешит купить конфету самостоятельно? Какую конфету он желает купить - вот, написаны названия, пусть назовет хотя бы три первые буковки?… Таким образом ребенок научится хотя бы в первом приближении читать, считать, делать выбор и совершать некоторые самостоятельные действия. А это, собственно, и есть основа подготовки к школе - чтобы ребенок не просто выпаливал заученные цифры и буквы, а умел сориентироваться в ситуации и был способен ДУМАТЬ.
А напоследок могу предложить некоторые критерии готовности ребенка к школе из адаптированного для России теста, разработанного американскими психологами:

Оценка развития познания:

  • Владеет ли ребенок основными понятиями: правый-левый, большой-малый, и т.п.?
  • Способен ли ребенок понимать простейшие принципы классификации, например: вещи, которые могут катиться, и которые не могут?
  • Может ли малыш удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?
  • Может ли ребенок назвать большинство букв алфавита?

Оценка базового опыта ребенка:

  • Приходилось ли ребенку сопровождать вас в магазин, на почту, в сберкассу?
  • Был ли он в библиотеке?
  • Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать истории?
  • Проявляет ли ребенок интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?

Оценка языкового развития:

  • Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
  • Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
  • Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: пылесос, холодильник, стол и т.п.?
  • Может ли ребенок объяснить, где расположены какие-то предметы: на столе, на стуле, на полу, у стены и т.п.?
  • Может ли малыш рассказать историю, описать произошедший с ним случай?
  • Четко ли ребенок выговаривает слова?
  • Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?
  • Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию?

Оценка уровня эмоционального развития:

  • Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?
  • Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
  • Легко ли малышу "переключиться" при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
  • Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении заданий с другими детьми?

Оценка умения общаться:

  • Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?
  • Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
  • Способен ли ребенок слушать других не пере6ивая?

Оценка физического развития:

  • Хорошо ли ребенок слышит?
  • Хорошо ли он видит?
  • Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
  • Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
  • Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
  • Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим?

Зрительное различение:

  • Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы? Например, найти картинку, непохожую на остальные?
  • Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например б-п, кот-год?

Зрительная память:

  • Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а потом одну убрать?
  • Знает ли ребенок собственное имя и хотя бы шесть-восемь названий предметов, которые встречаются ему в повседневной жизни?

Зрительное восприятие:

  • Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
  • Понимает ли ребенок, что читают слева направо?

Уровень слуховых способностей:

  • В состоянии ли ребенок различать слова, начинающиеся на разные звуки, например лес-вес?
  • Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
  • Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Оценка отношения к книгам:

  • Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
  • Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда вы читаете ему вслух?
  • Задает ли ребенок вопросы о словах - что они значат и т.п.?

Общая и психологическая готовность Может ли ваш ребенок:

  • Объяснить с помощью слов, а не показывая пальцем, чего он хочет?
  • Изъясняться связно, например, "покажи мне…"
  • Понимать смысл того, о чем ему читают?
  • Четко выговорить свое имя?
  • Запомнить свой адрес и номер телефона?
  • Писать карандашом или мелками на бумаге?
  • Пользоваться красками, пластилином, цветными карандашами, фломастерами?
  • Вырезать ножницами с тупыми концами, причем ровно и не поранившись?
  • Слушать и следовать полученным указаниям?
  • Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?
  • Сосредоточиться хоть на десять минут, чтобы выполнить полученное задание?
  • Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?
  • Положительно оценивать: я - человек, который многое может?
  • "Подстраиваться", когда взрослые меняют тему разговора?
  • Проявлять интерес к окружающим его предметам?
  • Ладить с другими детьми?

Ваши взаимоотношения с ребенком, ваша роль в подготовке его к учебе (тут важно отвечать честно хотя бы перед собой):

  • Нравится ли вам ваш малыш?
  • Слушаете ли вы то, что ребенок говорит?
  • Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит с вами?
  • Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?
  • Поправляете ли вы речь малыша?
  • Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?
  • Хвалите ли вы малыша, обнимаете ли его?
  • Смеетесь ли вы вместе с ним?
  • Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним?
  • Играете ли с малышом в какие-нибудь игры?
  • Поощряете ли вы интересы и увлечения ребенка?
  • Есть ли у малыша хотя бы одна-две собственные книги?
  • Есть ли у ребенка дома место, которое отведено только ему?
  • Стараетесь ли вы подать малышу пример, читая газеты, журналы, книги, вообще интересуясь окружающими событиями?
  • Обсуждаете ли вы с малышом и со всей семьей что-то интересное из прочитанного или услышанного вами?
  • Стараетесь ли вы сказать все за малыша, прежде чем он сам успеет открыть рот, в магазине или у зубного врача?
  • Смотрите ли вы телевизор вместе с ребенком?
  • Задаете ли вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору?
  • Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор?
  • Стараетесь ли вы ходить с малышом на прогулки?
  • Собираетесь ли вы сводить ребенка в зоопарк, в театр, в музей?

...Хочу обратить ваше внимание на то, что все перечисленные критерии - тоже далеко не истина в последней инстанции, и вовсе не нужно стараться, чтобы ваш ребенок соответствовал им всем без исключения и в полной мере: кстати, ориентируясь по этому тесту, не обязательно пользоваться только оценками "да" или "нет": допускаются и варианты "всегда, иногда, часто, редко, никогда".
Также здесь опять же стоит обратить внимание прежде всего на те критерии, на которых делают акцент педагоги именно той школы, которую вы наметили для своего ребенка (а еще лучше - которую выбрали вместе с ребенком).И никоим образом не нужно натаскивать ребенка, чтобы он знал и умел гарантированно больше, чем сверстники. Более того, такие "знания сверх требований" иногда могут быть даже опасными.

Дата публикации: 19 Октября 2006
Автор статьи: Нарицын Н.Н., врач-психотерапевт, психоаналитик
Источник: Сайт Нарицина Н.Н.

Каковы рубежные моменты и как я узнаю, что мой ребенок достиг данного этапа? В данном вопросе ориентиром, конечно, могут служить только сроки, установленные для поступления в определенный класс начальной подготовки.

В чем заключается готовность к обучению в начальной школе?
Эксперты говорят, что нет единичного фактора, который определяет, готов ли ребенок к начальному образованию. Развитие ребенка должно оцениваться с нескольких точек зрения. Определяющими является его способность мыслить логически, четко выражать свои мысли, активно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми – все данные факторы крайне важны для достижения успеха в школе. Физическое развитие ребенка также необходимо принять в рассмотрение.
На самом деле, минимальное количество детей в равной степени успешно развиваются во всех данных направлениях. Многие дети, которые успешно развиваются в умственном плане, отстают в плане эмоционального развития, в то время как дети, которые отличаются хорошими физическими данными, отстают в речевом развитии.
Но большинство педагогов начального образования признают, что развитие мыслительных процессов наиболее важный показатель готовности к начальному образованию. Другими словами, ваш ребенок может быть психологически менее зрелым, чем его ровесники, отставать от других детей в физическом и социальном развитии, но если его язык, мышление и восприятие сформированы на должном уровне, он будет успешно учиться в начальной школе.

Как я могу определить, готов ли мой ребенок к обучению?
Если ваш ребенок посещает садик, побеседуйте с его воспитателем. Возможно, у него есть достаточно четкое представление о его развитии и о том, как отличаются его способности от способностей других детей того же возраста.
Если ваш ребенок еще не посещает детский сад или вы хотите заручиться другим мнением, справьтесь у вашего педиатра. Он поможет получить правильное представление о физическом развитии вашего ребенка и сможет дать вам полезную информацию относительно того, готов ли ваш ребенок к школе. Все это отлично знают сотрудники частного десткого сада ""Капелька
Вы также можете поговорить с другими членами вашей семьи и друзьями, которые хорошо знают вашего ребенка. Обратите особое внимание на комментарии учителей, или тех, у кого есть опыт работы с детьми в школах, вне зависимости от того, является ли данное лицо штатным сотрудником детского образовательного учреждения или добровольно принимает участие в работе детских организаций.
Посещая занятия подготовки в школе, в которую вы планируете отдать своего ребенка, вы также можете получать необходимую информацию. Находясь в классе, обратите внимание на то, как ведут себя другие дети, как они играют друг с другом, какие навыки у них уже сформированы и представьте себе вашего ребёнка сидящего на одном из стульев и принимающего участие в жизни класса.

В конечном итоге, никто лучше вас не знает вашего ребенка. Подумайте о том, как он себя ведет, как играет с другими, и чем занят, когда находится один в своей комнате. Потом задайте себе следующие вопросы:

  • Может ли мой ребенок прислушиваться к указаниям и следовать им? Детям необходимы эти навыки для успешной работы в классе, для общения с учителем и одноклассниками.
  • Может ли он самостоятельно надеть пальто или сходить в туалет? Дети школьного возраста должны быть самодостаточны в подобных бытовых вопросах.
  • Может ли он рассказать наизусть алфавит или считать? Большинство учителей начальной школы ожидают, что дети знакомы с алфавитом и счетом, по крайней мере, на начальном уровне, хотя они и проходят данный материал в рамках школьной программы.
  • Может ли ваш ребенок держать карандаш? Резать ножницами? Ему нужны будут навыки мелкой моторики для того, чтобы писать буквы и принимать участие в реализации различных проектов.
  • Проявляет ли ваш ребенок интерес к чтению? Пытается ли он построить рассказ по картинкам? Это признак того, что он готов к обучению чтению.
  • Любопытен ли ваш ребенок, интересно ли ему узнавать новое? Если любопытство вашего ребенка сильнее, чем его страх перед неизвестным, он будет успешно учиться в школе.
  • Хорошо ли он ладит с другими детьми, делится ли своими вещами и умеет ли делать что-либо по очереди?
  • Умеет ли он работать в коллективе? Способен ли он выносить на первый план потребности других, достигать компромисса ведь это также часть эмоциональной компетенции.
Если вы ответили "да" на большую часть данных вопросов, а на остальную их часть "иногда", ваш ребенок готов к начальному образованию. Если нет, вашему ребенку пойдет на пользу еще один год, проведенный в детском саду.

Рекомендации Детского Центра (Сан-Франциско, Калифорния).

Готов ли ваш ребенок к школе?
Последнее "вольное" лето дошкольников приносит родителям много тревог, связанных с предстоящим поступлением детей в первый класс. Иногда эти тревоги чрезмерно усиливаются, делая воспитательные усилия взрослых судорожно-хаотическими. Лето - достаточно долгий срок, однако не стремитесь выполнить за него всю программу прогимназии или первого класса. Лучше убедитесь в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью, чтобы учиться в школе.
Что же такое школьная зрелость (или психологическая готовность к школе)? Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Интеллектуальная зрелость для возраста 6-7 лет - это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и их координации. Эмоциональная зрелость - это ослабление непосредственных, импульсивных реакций и умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности поведения. Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя. За основу готовности к школе, таким образом, принимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе (посмотрите на наш рисунок).
Любой ли ребенок может пойти в школу и успешно в ней учиться? Очевидно, что это не так. Дело в том, что путь развития каждого ребенка индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то, наоборот, не умеет улыбаться, но зато начинает говорить целыми фразами, да еще и запоминает буквы. Поэтому к школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта - знаниями, умениями, навыками, привычками. Впоследствии каждый из них научится читать и считать и, может быть, даже станет грамотным, но к моменту поступления в школу важнее иметь не конкретные сформированные навыки, а способность воспринимать и усваивать новый материал, то есть способность ребенка к обучению.
Итак, поскольку школьная зрелость, как и вообще все развитие ребенка, подчиняется закону неравномерности психического развития, каждый ребенок имеет свои сильные стороны и зоны наибольшей уязвимости. Для того чтобы вы могли сами оценить подготовленность ребенка, предлагаем вам короткий тест. Готов ли ребенок к школе?

Тест для родителей

  • Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
  • Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?
  • Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
  • Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
  • Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?
  • Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
  • Умеет ли он изменять существительные по числам?
  • Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
  • Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
  • Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
  • Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?
  • Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
  • Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
  • Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
  • Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
  • Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом "овощи" помидоры, морковь, лук)?
  • Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.?
  • Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет:
· 15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;
· 10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;
·  9 и меньше - почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.
Результаты могут вас разочаровать. Но помните, что все мы - ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе - это комплекс способностей, поддающихся упражнению. Упражнения, задания, игры, выбранные вами для развития ребенка, легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой, старшим братом - со всеми, кто располагает свободным временем и желанием заниматься. При подборе заданий обратите внимание на слабые места своего ребенка. Полезно, чтобы он все-таки умел читать и немного писать, считать - если ребенок опережает требования программы, он будет лучше себя чувствовать в школе.
Вы можете дать волю своей фантазии и видоизменять задания, а можете точно придерживаться инструкции, - в любом случае ваш ребенок растет и приближается к школе.

Но помните, пожалуйста, несколько простых правил:
·  Занятия с малышом должны быть обоюдно добровольными.
·  Их длительность не должна превышать 35 минут.
·  Не пытайтесь предлагать ребенку задания, если он утомлен.
·  Постарайтесь, чтобы занятия имели регулярный характер - "мозговой штурм" при подготовке к школе не слишком эффективен.

Если вы опасаетесь за успехи своего ребенка, советуем вам не состредоточиваться на выработке конкретных навыков - не стоит "дрессировать" его на сложение и вычитание, чтение по слогам. Методические приемы обучения в начальной школе постоянно меняются, существует множество авторских программ, и ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что только затруднит в дальнейшем обучение ребенка. Куда полезнее будет использовать общеразвивающие упражнения, полезные для укрепления восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук. Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова - предлагайте ему внятно повторять слова, как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые ("электрификация", "магистратура" и т. д.). Разучивайте с ним стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите повторять наизусть услышанный текст и пересказывать его своими словами. Вспомните коллективные игры типа "Барыня прислала сто рублей", "Я садовником родился..." - они развивают произвольность действий, сосредоточенность, обогащают речевой запас детей.
Очень полезно запоминать различные предметы, их количество и взаиморасположение; обращайте внимание ребенка на детали пейзажа и окружающей обстановки. Не забывайте почаще просить его сравнивать различные предметы и явления - что в них общего и чем они отличаются. Предложите ребенку запомнить последовательность цифр (например, номера телефонов). Хорошо стимулируют развитие концентрации внимания игры-лабиринты, в которых нужно "проследить" дорожку персонажа, а также задание на сравнение двух почти одинаковых рисунков.
Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами типа LEGO - все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка, все это преподается в частном детском саду "Капелька". Используйте подручные средства - можно отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички.
И, как бы ни продвигались объективные успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый!

НАЗАД