НАЗАД

Учебный курс «Здравствуй, мир!»

Планирование по ознакомлению детей с окружающим миром составлено на основе программно-методического комплекса А. А. Вахрушева, Е. Е. Кочемасова. Работа основана по учебному пособию «Здравствуй, мир!».

Характерной чертой младших дошкольников является активное постижение окружающего мира через наблюдение за ним. Процесс знакомства с окружающим миром должен строиться на выработке у детей навыка истолкования своего опыта. Поскольку жизненный опыт ребенка еще не велик, то он познает мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. Необходимо показать всеобщую взаимосвязь ребенка со всей окружающей его действительностью.

Педагог помогает ребенку получить отчетливые представления о предметах ближайшего окружения, необходимые для адекватного использования их в разнообразных видах детской деятельности; воспитывает у детей бережное отношение к предметам, созданным трудом человека; обеспечивает постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта («Что это?», «Кто это?») к простейшему сенсорному анализу; помогает ребенку освоить соответствующий словарь.

Воспитание у ребенка интереса к явлениям природы начинается с умения всматриваться, любоваться окружающими растениями, живыми обитателями; проявлять наблюдательность и заботливое отношение к окружающему миру природы.

Экологическое воспитание основывается на возрастных психических возможностях детей этого возраста. Это помогает обеспечивать эффективность решения поставленных задач, доступных для детей.

Познание природы помогает детям младшего дошкольного возраста адаптироваться в окружающем мире, поддерживать любопытство и любознательность, активность и самостоятельность. В процессе ознакомления малышей с природой воспитатель решает важные задачи сенсорного развития, формирования у детей элементарных форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Воспитатель создает условия для включения детей в реальную деятельность по уходу за растениями, наблюдению за животными, воспитывая эмоциональную отзывчивость и гуманные чувства.

Цели курса:
-знакомство с целостной картиной мира в процессе решения задач по осмыслению своего опыта;
-обеспечить развитие дошкольников;
-знакомство с родным языком.

Младшая, средняя группы

Задачи:
• Иметь представление о том, что фиолетовый, оранжевый и зелёный цвета получаются в результате смешивания двух цветов.
• Знакомить со всеми временами года и их характерными особенностями.
• Знать и различать основных домашних животных, диких зверей и птиц.
• Дать представление о назначении и уходе за одеждой, мебелью и посудой.
• Уточнить представление о частях суток, связывая их с тем, что делают дети и взрослые утром, днём, вечером и ночью.
• Различать и называть предметы ближайшего окружения, их цвет, форму, величину, существенные части и детали, действия предметов.
• Различать основные цвета.
• Различать эмоции человека.
• Различать по вкусу, цвету, форме и величине овощи и фрукты.
• Пользоваться обобщающими словами.
Содержание курса:
• Цветной мир (9 ч.)
• Какие мы (2 ч.)
• Времена года (5 ч.)
• Наши друзья – животные (4 ч.)
• Растения и плоды (3 ч.)
• Как товары в магазин пришли (6 ч.)
• Всему своё время (1 ч)
• Дополнительное время на усмотрения воспитателя (ч.)

Программа рассчитана в течение одного года на 36 занятий (1 занятие в неделю).

Старшая группа

Задачи:
• Знакомство сродным языком и развитие речи.
• Осознание смысла произносимых детьми слов,
• Воспитывать в детях аккуратность словоупотребления и дисциплину мышления, а эти важнейшие элементы общей культуры, и научной культуры в особенности в свою очередь, готовят их к будущему освоению научного языка.

Содержание курса:
• Мы живём в городе.
• Какие мы.
• Осень время года.
• Как в магазин пришли товары.
• Профессии людей.
• Зима- время года.
• Наши друзья – животные.
• Весна – время года.

Программа рассчитана в течение одного года на 32 занятий (одно занятие в неделю).

Gодготовительная группа

В старшем дошкольном возрасте у ребенка оформляется новое психическое качество – ценностная ориентация. В связи с этим особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Задача педагога – помочь ребенку научиться свободно ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице. Организуя познание, важно раскрыть детям сущностные особенности предметов, способствовать освоению способов познания и интеллектуальной деятельности, развивать наблюдательность, исследовательский подход к доступным для школьника объектам окружающей действительности. Именно это открывает перед ребенком возможности действовать в повседневной жизни разумно и достаточно самостоятельно, позволяет понимать, осмысливать и реализовывать в своем поведении нравственное отношение к предметам как результатам человеческого труда.

Ознакомление с техникой, машинами и механизмами, доступными для понимания дошкольника, разнообразными видами труда взрослых в ближайшем окружении, профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям. Важно обеспечить ему условия для накопления и обобщения знаний о социальной действительности, обусловливающих развитие разнообразных видов детской деятельности (речевой, игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой и др.), в которых воспроизводятся результаты познания. Задача педагога – стимулировать потребность ребенка в расширении круга общения с другими людьми; способствовать освоению способов поведения, обеспечивающих умение включаться в обсуждения, беседы, поддерживать общение и пр.; помочь ребенку осознать личностную и социальную значимость трудовой деятельности взрослых. Широкий кругозор, развитие познавательной и речевой активности, доброжелательное отношение к окружающим людям, осознание своего Я в системе человеческих отношений являются показателями полноценного развития ребенка.

В старшем возрасте у дошкольника формируются отчетливые представления о предметах материальной культуры, с которыми он сталкивается в повседневной жизни. Обогащаются знания ребенка о свойствах и разновидностях различных материалов (бумага, картон, резина, пластмасса, дерево, металл и др.), используемых для изготовления предметов в зависимости от их назначения и применения в жизни человека.

Знания о явлениях природы расширяются, уточняются и систематизируются. Особое внимание уделяется формированию у детей обобщенных представлений на основе выделения характерных и существенных признаков природных объектов.

Воспитание бережного отношения к природе происходит через формирование осознанно правильного отношения к ней. Главной становится задача воспитания у дошкольников основ экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде, здоровью (собственному и окружающих людей), следование экологическим правилам в доступных для ребенка формах: культурно себя вести в природе: не загрязнять места отдыха, бережно относиться к цветущим растениям, кустам, животным.

Детям помогают понять роль человека в нарушении и сохранении целостности конкретной экосистемы, освоить правила поведения в ней.

Воспитатель расширяет представления детей о представителях растительного и животного мира в разных уголках планеты: дети получают знания о их внешнем облике и поведении; учатся выделять особенности формы, размера, окраски отдельных частей тела, их функции; ведет вместе с детьми календарь наблюдений природы.

У детей формируются элементарные понятия: «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «насекомые», «рыбы», «птицы», «среда обитания», «сезонные изменения».

Обогащаются и уточняются знания ребенка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении; формируются этические нормы и правила поведения в обществе.

Содержание курса: 
Подготовка к путешествию.
Путешествие на север.
Путешествие в леса.
На каникулы в Москву.
В гости - к мастерам.
Путешествие на юг.
Путешествие в дальние страны.
Возвращаемся домой.

Программа рассчитана в течение одного года на 35 занятий 
(1 занятие в неделю).

НАЗАД