НАЗАД

Учебный курс «Ознакомление с художественной литературой»

Планирование по ознакомлению детей с художественной литературой составлено на основе программно-методического комплекса О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.
Литература занимает в жизни дошкольника особое место, поскольку именно книга остается наиболее доступным средством духовного и нравственного развития личности. Приобщение ребенка к книге позволяет заложить базовую основу его общей культуры и потому рассматривается нами как одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника.

Именно литература выступает на дошкольном этапе как эффективное средство познавательно-речевого развития ребенка, помогает ребенку быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения окружающих, подражать, в том числе и героям книг. Задачи, решаемые на занятиях по ознакомлению с художественной литературой требуют от воспитателя организации совместной с детьми художественно-речевой деятельности, ведь чтение для дошкольников – это прежде всего общение.

Частое и регулярное чтение литературных текстов, умелое их сочетание с жизненными наблюдениями, с различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности человеческой личности.

Младшая, средняя группы

Главная ценность данного возраста – высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, способность ярко переживать описанные события, неоднократно с волнением следить за развитием сюжета.

Задачи курса:
1. Читать знакомые, любимые детьми художественные произведения.
2. Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать, героям произведения.
3. Объяснить детям поступки персонажей и последствия этих поступков.
4. Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, выразительные отрывки, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные фразы.
5. Учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.
6. учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.
7. Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации.
8. Продолжать способствовать формированию интереса к книгам.

Содержание курса:
Круг чтения. В 3-4 года ребенок отличается высокой познавательной активностью, пытается расширить свой кругозор, стремится вырваться за рамки окружающей его среды. Произведения о животных, природных явлениях, детях, описание игровых и бытовых ситуаций позволяют ему перешагнуть границы окружающего, открывать и познавать мир.
Особую роль в воспитании и развитии ребенка 3-4 лет играет фольклор. Песенки, пестушки и потешки знакомят ребенка с правилами личной гигиены, правилами жизни среди людей, готовят его к будущей жизни.

Программа рассчитана в течение одного года на 37 занятий (1 занятие в неделю).

Старшая и подготовительная группы

Задачи курса:
- Продолжать развивать интерес к художественной литературе.
- Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. -Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. -Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. -Объяснять основные жанровые особенности произведений.
- Воспитывать чуткость к художественному слову. -Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи. - - - Учить отвечать нам вопросы по содержанию произведения.
- Учить «настраиваться» на чтение сказки, рассказа, стихотворения. -«Включать» детей в совместное обсуждение, рассказывание, инсценирование знакомых произведений. -Корректировать эмоциональную реакцию детей на прослушанное произведение. -Продолжать знакомить детей с новыми литературными произведениями.

Содержание курса:
Чтение стихов, сказок, рассказов.
Рассказывание сказок, составление рассказов и сказок по пословицам.
Беседы о русском народном творчестве, об авторских произведениях.
Заучивание стихов наизусть, литературные викторины, творческие задания.

Программа рассчитана в течение одного года на 37 занятия (1 занятию в неделю).

НАЗАД