НАЗАД

Учебный курс «Подготовка к обучению грамоте»

Cредняя и старшая группы

Планирование подготовки к обучению грамоте на основе программно-методического комплекса Е.В.Колесниковой. Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» к рабочей тетради «От А до Я», учебно - методическое пособие к демонстрационному материалу «Звуки и буквы» для занятий с детьми 5-7 лет.
Данная программа и методические рекомендации по обучению грамоте включают два периода:
- овладение звуковой стороной речи и ориентировкой в ней;
- освоение знаковой системы языка.

Данный курс обучения в детском саду "Капелька" построен на последовательном, поэтапном обучении детей звуковому и звуко-буквенному анализу, чтению и подготовке руки ребёнка к письму.

Цель курса:
1) определить структуру и содержание многосторонней речевой подготовки ребёнка к школе;
2) выделить наиболее эффективные формы, методы и приёмы освоения детьми программных задач.
Обучение грамоте является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи. На одном занятии решаются различные взаимосвязанные речевые задачи - фонетические, лексические, грамматические,- на основе которых происходит развитие связной речи.

Задачи:
1. сформировать у ребенка первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся.
2. дети знакомятся со звучанием и протяженностью слова, овладевают способами интонационного выделения звука, называют слова с заданным звуком, осваивают смыслоразличительную функцию звука, выделяют гласные и согласные звуки.
3. знакомятся со слогом, со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги.
4. дети определяют ударение, сравнивают слова по количественному и качественному звуковому составу.
5. подготовку руки ребёнка к письму на данном возрастном этапе с учётом его психолого-возрастных особенностей, развитие мелкой моторики и графических навыков, формирование фонетического восприятия и устной разговорной речи.

Следовательно, осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит ребёнка к порогу овладения грамотой и, главное, закладывает основы нового отношения к языку, сознательно оперирования им, что является важной предпосылкой успешности школьного обучения.

Содержание программы обеспечивает:
- личностно-ориентированный подход при взаимодействии ребёнка с взрослым;
- развитие интеллектуально-речевых и общих способностей каждого ребёнка;
- формирования у ребенка комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, умение слушать и слышать, принимать и выполнять решения).

Программа рассчитана в течение одного года на 32 занятия (одно занятие в неделю).

Подготовительная группы

Планирование по развитию речи и подготовки к обучению грамоте составлено на основе программно-методического комплекса Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, Т. Р. Кисловой. Работа основана по учебному пособию « По дороге к азбуке» (ч.4).

Для речевого развития старших дошкольников характерен довольно богатый словарь, который продолжает расширяться, в том числе и за счет пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и дети начинают постепенно осваивать грамматику текста (используют в речи средства связи между предложениями; при составлении собственного текста оформляют его вводным и заключительным предложением).

Роль педагога детского сада состоит в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание надо уделять развитию фонетического слуха и правильного звукопроизношения, мелкой моторики руки.

Цель курса – всестороннее развитие личности ребенка в детском саду "Капелька", его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.

Задачи работы по развитию речи с детьми 5-6 лет:
1) обогащения активного, пассивного, потенциального словаря;
2 )развитие грамматического строя речи;
3 )развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;
4 )развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей;
5 )обучение звуко - слоговому анализу слов;
6 )развитие мелкой моторики руки.

Содержание работы
1. Лексическая и грамматическая работа:
- обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;
- употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).
2. Развитие связной речи:
- ответы на вопросы, участие в диалоге;
- подробный рассказ текста по зрительной опоре;
- составление рассказа - описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.
3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:
- знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука,его условным обозначением;
- знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; - твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове,
- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;
- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
4. Обучение звуко-слоговому анализу:
- звуковой анализ состава слогов и слов;
- дифференциация понятий «звук» и «буква»;
- соотнесение букв и звуков.
5. Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру, печатание букв в тетради в клетку).
Программа рассчитана в течение одного года на 31 занятие (по 1 занятию в неделю).

НАЗАД